Сады и парки беларуси

Святск

Рассказ об удивительном романтическом парке конца 18 века

Великий Святск

Историческая справка
Местечко Святск расположилось к северо-западу от Гродно, недалеко от белорусско-польской границы. Сейчас это всего лишь небольшая деревенька, однако в 18 веке дело обстояло иначе.
С 16-го века в письменных источниках встречаются разные имения с таким названием. Они наследовались, продавались и перепродавались, пока стараниями маршалка гродненского Юзефа Волловича и его сына каштеляна меречского Антония во второй половине 18 века разрозненные дворы не были собраны в обширное имение, которое получило название Святск Волловичей или Святск Великий. Стоит упомянуть, что род Волловичей - это очень влиятельный шляхетский род герба Богория, представители которого с 15-го по 18 век занимали высокие государственные должности в структуре Великого Княжества Литовского.
Антоний Воллович при посредстве итальянского архитектора Джузеппе Сакко в 1779 году построил дворец в стиле барокко, который считается одним из лучших творений этого архитектора на территории нынешней Беларуси. Кроме того, у дворца был разбит пейзажный парк, о котором здесь пойдет речь.
Как известно, в 1795 году произошел последний раздел Речи Посполитой. В результате имение Волловичей оказалось на территории Пруссии. С 1807 года эти территории отходят к Российской империи.

Дворец, построенный по проекту архитектора Джузеппе Сакко в 1779 году, стал центром имения Святск Великий

Пейзажное направление в искусстве оформления парков

Период ослабления интереса к барокко
Во время оформления имения Волловичей и строительства дворца в Святске на территорию Речи Посполитой приходят идеи классицизма в архитектуре и пейзажного стиля в ландшафтном искусстве.
Возникновение пейзажного направления в оформлении парков связано прежде всего с буржуазной революцией середины 17 века в Англии. Новый доминирующий класс принес новые идеалы во все направления искусства того времени. Французский регулярный барочный сад связывался с пышной дворцовой жизнью крупных монархий, абсолютная власть которых для Англии осталась в прошлом. На основании мифа об идиллической Аркадии в живопись и садовое искусство приходят идеи о гармонии в единении с природой, о том что сад, это не место для утех и дворцовых развлечений, но пространство для философских размышлений, уединенных прогулок и постижения красоты естественной природы. Кроме того, возникновению нового направления в ландшафтном искусстве поспособствовали рассказы английских купцов о сказочных садах Китая, о невероятных рукотворных ландшафтах, созданных по образу природы и по законам перспективы и композиции в живописи. Таким образом, родилась идея трактовки пространства сада как череды трехмерных картин, организованных по законам классической живописи. Не случайно основателем пейзажного стиля в ландшафтном искусстве считается Уильям Кент, живописец по образованию, всю жизнь посвятивший созданию парков. Зародившись в Англии в контексте определенных исторических событий, искусство пейзажного оформления парков пришло в другие страны как новое модное направление, во многом основанное на популярных идеях Жан-Жака Руссо.

Парк имения Волловичей

В отражении...
Парк, созданный при дворце Волловичей, имел четкую планировочную структуру, характерную для классицизма.
Стержнем композиции парка стала цепочка из четырех прудов, устроенных на местном ручье, посредством сооружения дамб. Искусственные пруды при усадебных домах были не редкостью и первоначально использовались для разведения рыбы. В Святске пруды занимают площадь более 3 га и создают естественную границу для придомовой территории с юго-востока и северо-запада. В отличие от барочных, строго симметричных водоемов, форма этих прудов приближена к естественной. Вода из прудов отводится по каналу, который ограничивает территорию усадьбы с северо-западной стороны.
С двух сторон от здания дворца в начале 19-го века были пристроены две официаны, решенные в классическом стиле и соединенные с основным зданием полукруглыми галереями. Таким образом, перед дворцом получился ограниченный с трех сторон вытянутый парадный партер, который скорее всего имел регулярную планировку и был украшен цветниками, растениями в кадках и малыми архитектурными формами. По оси, перпендикулярной зданию дворца, находится более-менее прямоугольный в плане водоем, однако вид на него открывается постепенно. Группы деревьев в виде кулис создают некоторую интригу, пробуждая желание пройти дальше и увидеть весь водоем целиком. На противоположном берегу водоема создана рядовая посадка из тополя и ясеня. С одной стороны она останавливает взгляд зрителя, заставляет повернуть голову, и оценить открывающийся по диагонали к югу от дворца вид на дальние поля и перелески, теряющиеся в легкой дымке. С другой стороны, близко посаженные к берегу деревья отражаются в воде, создавая чарующую игру светотени и абсолютно разное настроение в зависимости от времени года. Они усиливают декоративные качества пруда, воды его кажутся темными, и сам он более глубоким и загадочным.
Въезд на территорию усадьбы был организован так, что сперва гость видел цепочку прудов, затем неоготическую часовню на противоположном берегу и за ней в некотором отдалении дворец. Это характерная особенность пейзажных парков: не давать возможности зрителю сразу прочитать всю композицию. Одна картина должна сменять другую, закрытые пространства внезапно открываться, предлагая зрителю полюбоваться видом на озеро, или же оценить вид на поля и лес вдалеке. И здания располагались так, чтобы не подавлять окружающий ландшафт, а напротив гармонично вписываться в него.
Святск, старый въезд в усадьбу
Вид с подъездного пути на часовню
Композиция насаждений решалась так, чтобы ни с одной точки не были видны все озера сразу. Пространство парка довольно закрыто и имеет естественные границы, но есть несколько видовых точек, например возле дамбы, соединяющей пруд у дворца с остальными тремя. С этой точки открывался вид на цепочку из трех водоемов и дальнюю перспективу за ними. С возвышенности к западу от дворца должен был открываться хороший вид на три пруда и подъездную дорожку, теряющуюся за лесом. Основные прогулочные маршруты парка были проложены по небольшому лесному массиву, который покрывал холм, расположенный к юго-западу от дворца, а кроме того вокруг самих озер.
Часовня, построенная на самом берегу первого прямоугольного пруда решена в неоготическом стиле и придает парку черты романтизма.
Несомненно, наиболее сильное впечатление в композиции этого парка производят озера. Они подчиняют себе весь ландшафт, и придают ему некоторый мистический оттенок за счет отражений и бликов.

До наших дней

До конца 19-го века имение Святск принадлежало потомкам Антония Волловича. В начале 20-го века, после нескольких передач из рук в руки, Великий Святск распался на части. Постепенно имение пришло в упадок, дворец стоял пустым и разграбленным.
С 1921-го года дворец с парком стали собственностью Министерства здравоохранения Польши, в с 1930-го начинаются работы по реставрации дворца. По завершении реставрации здесь был организован санаторий, который в годы войны превратили в госпиталь. После войны в усадьбе снова размещается санаторий "Святск".
В начале 21-го века здание на некоторое время оказалось заброшенным. Я ездила в Святск в 2013 году, и по фотографиям видно, что дворец находился в то время в запущенном состоянии. Однако, за последнее десятилетие его снова реставрировали и теперь часть здания функционирует как музей, а часть как гостиница.
Время и реставрационные работы изменили структуру парка. Два средних пруда были превращены в один, утрачены композиции полян и кулис в том виде, в каком они были изначально задуманы. Во время последней реставрации парадный двор приобрел круглую форму и ограждение со стороны пруда. Но в целом, по сравнению со многими другими памятниками усадебно-паркового искусства, Святск хорошо сохранился и достоин посещения как любителей архитектуры, так и ландшафтного искусства.
Если вам интересен мир растений и садоводства, подписывайтесь
и раз в месяц вы будете получать весточку о новых постах этого блога
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Made on
Tilda